ГАЗОВЫЕ ОПОРЫ помогут Вам повысить долговечность, эффективность и снизить массу турбомашин.
Лепестковый газодинамический подшипник - оптимальный тип газовой опоры для турбомашин. Его особенности:
- высокий ресурс на максимальных скоростях вращения,
- высокая надежность, долговечность, теплостойкость,
- отсутствие эксплуатационного обслуживания, упрощение эксплуатации,
- простая, технологичная конструкция,
- высокая степень экологической чистоты, предупреждение загрязнений системы.
В результате выполнения большого объема научно-исследовательских работ созданы опорные узлы малых турбомашин, в которых применены осевые и радиальные опоры (подпятники и подшипники) нового типа - лепестковые газодинамические подшипники. Большой срок службы, теплостойкость и автономность делают эти опоры привлекательными для турбодетандеров, турбокомпрессоров, высокоскоростных бесконтактных электродвигателей, турбогенераторов и др.
Основными источниками экономической эффективности при использовании лепестковых газодинамических подшипников в турбомашинах являются существенное увеличение ресурса и отсутствие обслуживания.
ПОЧЕМУ ПРИМЕНЯЮТ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК? В отличие от применявшихся ранее газостатических и сегментных подшипников, лепестковый газодинамический подшипник обладают уникальными стабилизирующими свойствами. Они не допускают возникновения вихревой неустойчивости ротора, работают при ограниченной разбалансировке. Применение этого вида опор позволяет существенно снизить число отказов высокоскоростных турбомашин. Прогнозируемые сроки службы лепестковых газодинамических подшипников приближаются к 300 тыс.ч.
Сравнение основных характеристик лепестковых газодинамических подшипников и других высокоскоростных подшипников показывает, что параметры первых существенно выше.
Уникальная триботехническая система - опорный узел с лепестковыми газодинамическими подшипниками - используется в турбомашинах, валы которых не имеют механических связей с приводом или с потребителем мощности.
КАК РАБОТАЕТ ЛГП? Газовый слой при работе полностью разделяет рабочие поверхности ротора и подшипников. Лишь при пусках и остановах, на малых скоростях вращения поверхности подшипников касаются ротора. Износ уменьшен благодаря использованию твердых смазочных покрытий. Газовый слой в рабочих зазорах, имеющих клиновидную форму, формируются при линейной скорости на цапфе ротора порядка 5...15 м/с. Рост скорости сопровождается увеличением несущей способности.
ЛЕПЕСКОВЫЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДШИПНИКИ - ОПЫТ, ТЕХНОЛОГИЯ, КАЧЕСТВО
Создание надежных и долговечных лепестковых газодинамических подшипников стало возможным в результате проведения комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изучению рабочего процесса подшипников и подпятников, износостойких материалов и покрытий. Разработано несколько типо-размеров опорных узлов для роторов массой от 0,1 до 40 кг с частотами вращения от 16.000 до 200.000 об/мин.
В наших лепестковых газодинамических подшипниках применены композиционные смазочные покрытия на основе теплостойких полимеров, сочетающие высокую износостойкость с антифрикционностью. Используемый технологический процесс обеспечивает стабильность размеров и свойств деталей.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЗЛОВ С ЛЕПЕСТКОВЫМИ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМИ ПОДШИПНИКАМИ
- криогенные турбодетандеры для установок разделения газовых смесей и холодильных установок,
- высокоскоростные бесконтактные электродвигатели,
- турбонагнетатели для дизельных и карбюраторных двигателей,
- турбогенераторы энергетических установок,
- турбокомпрессоры.
Достигнутый к настоящему времени уровень разработки лепестковых газодинамических подшипников позволяет перейти к широкому их использованию в турбомашинах.
Наиболее крупные подшипники были разработаны для высоконапорных воздуходувок фирмы Siemens.
В настоящее время разработаны и поставляются радиальные подшипники диаметром от 8 до 103 мм и осевые подшипники на диаметр пяты 24…200 мм. Основные параметры наиболее пользующихся спросом подшипников указаны в таблице.
Воздуходувка | HB-50 | HB-75 | HB-100 |
Частота вращения ротора, об/мин | 40.000 | 34.000 | 28.000 |
Масса ротора, кг | 6 | 13 | 17 |
Диаметр цапфы, мм | 50 | 60 | 80 |
Длина цапфы, мм | 54 | 54 | 60 |
Диаметр пяты, мм | 85 | 120 | 130 |
Допустимая осевая сила, Н | 320 | 650 | 720 |
Частота всплытия (образование газового слоя), об/мин | 6.000 | 5.000 | 4.000 |
Пусковой момент, Н·м | 0,60 | 0,70 | 0,85 |
ИП Сигачев готов участвовать в разработке малых турбомашин с использованием лепестковых газодинамических подшипников, осуществлять поставку опорных узлов с лепестковыми газодинамическими подшипниками.
P.S. Требования к точности изготовления ротора
радиальное биение поверхности цапфы..... .....0,005 мм
осевое биение пяты....................................... .....0,005 мм
шероховатость рабочих поверхностей........... . Rа 0,1 (полировать)
твердость поверхности................................ ......32...60 HRCэ
Подшипниковый узел HB-50
HB-50 на выставке в Шанхае (2004г.).
HB-50 на станции очистки городских сточных вод (Корея).
Портативный турбодетандер установки атмосферного пробоотбора Радиевого института (г. Санкт-Петербург)
Электрокомпрессор энергоустановки на топливных элементах НИИЭкспериментальной Физики (г. Саров).